Tri Yann

Фотография
Стиль:Ethnic/Folk
Страна:Франция

1 голосов, авторизуйтесь, чтобы ставить оценки

Tri Yann (Три Ян) — французская фолк-группа, играющая бретонскую музыку. Создана в 1971 году в городе Нанте тремя молодыми людьми, которых звали Жанами (Jean) — по-бретонски Yann. Первоначальное название группы, Tri Yann an Naoned, означает «Три Яна из Нанта».

С момента основания группы в начале 70-х в ней поиграло немало музыкантов, но три Жана (уроженцы города Нанта, Нижняя Бретань) являлись стержнем коллектива все эти годы.
Заводилой можно считать Жана-Луи Жоссика, неиссякаемого выдумщика... показать целиком по части баек, костюмов и приколов, а также, конечно, замечательного инструменталиста и текстовика. Однако Жан-Поль Корбино (слева) обладает более сильным и ярким, трубадурским голосом и делит с Жоссиком роль ведущего вокалиста. Поэтому сложно сказать, что в группе один лидер, а остальные - аккомпанемент.
Описывать музыку словами довольно глупо, так что перейдем к делу:) Для тех, у кого нет возможности скачать 200 Мб сделанного мной архива The Best, пару композиций я разместил также отдельно от архива.
I rim bo ro - отличный фолк-рок-номер на бретонском языке, открывающий концерт в честь 30-летия группы (2001 год, изначально песня появилась на диске Le Pelegrin в этом же году). Классическая смесь ритмичных риффов и ударных с мощной волынкой. Очень верно отмечено, что как вино с годами становится лучше, так и Три Янн с годами все тяжелее. Но сегодняшние Три Янн - это не просто тупой тяжеляк, они еще разбавляют фолк-рок синтезаторными аранжировками, что создает просто отличный коктейль. Поет в I rim bo ro Блёнван Мевель, последние годы часто сотрудничающая с группой, а хор трех Жанов ей подпевает.
Вторая композиция, доступная как в архиве, так и отдельно - Si Mort A Mors. Это ирландская мелодия, на которую группа написала текст на старофранцузском диалекте галло (что это за диалект? - смотрите этот пост). В песне поется о бессмертном сердце Анны Бретонской, благодетельницы бретонского народа (вроде нашей Дашковой). Поет Жан-Поль Корбино, и в такой нежной балладе можно хорошо прочувствовать его красивый, глубокий голос. В Si Mort A Mors звучат средневековые инструменты - мандолончель, псалтерион, которые придают ей особенно романтичное звучание. Это также концертная запись, сделанная на стадионе Берси в 1999 году - тогда в Париже собралась небольшая армия бретонских исполнителей и дала большой и отличный сборный концерт.
Для тех, кто в состоянии скачать архив, - качайте, распаковывайте, ставьте в винамп и продолжаем по порядку!:)


О, а дальше, дальше идет Le loup, le renard, la jument de Michao etc. - визитная карточка Три Янн. Старая французская песенка про волка, лисицу и кобылу Мишо популярна во всех странах франкофонии, в частности, она очень известна в Квебеке. Три Янн еще в 1976 году сделали из этого энергичный фолк-рок, став одними из родоначальников жанра. С этой композицией они проделывали немало аранжировок, в последнее время на концертах они поступают следующим образом: ближе к концу песни ритм внезапно обрывается, и Жан-Луи Жоссик рассказывает какую-нибудь уморительную байку "про кельтов" (это надо смотреть на видео - ухохотон тот еще) или просто разжигает публику, после чего песня завершается, правда, с каим-нибудь сюрпризом, вроде ирландского рила. Представленная версия песни - также с концерта на стадионе Берси.


А начинали Tri Yann в 1972 году, и альбом у них вышел такой, эм, бретон-кантри, с банджо и "Джонни Монфарло". Вот, например, открывающая альбом песня - Les filles des Forges (pile-menu), а следом за ней в архиве идет Tri Martolod - это вообще одна из самых великих бретонских мелодий, перепетая двести раз, чаще нее перепевали только "Песню пивцов сидра" (включая, прости господи, и Скутера). У Три Янн и эта песня вышла в таком же кантри-ключе, как и весь альбом, в связи с чем выглядит полным стёбом. Сейчас уже аранжировки тех лет слушаются с улыбкой, особенно на фоне современных Tri Yann, но и в таких аранжировках тоже что-то есть, своя прелесть.
Дальше в архиве идет Сad e sin don te sin - ирландская песня, спетая и Clannad, и нашими The Dartz;) Здесь можно видеть инструментальное развитие аранжировок Tri Yann спустя несколько лет. Следующая композиция также была переделана неутомимыми Дартцами, во что, догадайтесь сами) Песня называется Princes qu'en mains tenez, она с того же альбома, что и Cad e sin... - Suite Gallaise. В дальнейшем я не буду останавливаться на том, какие из наших групп какие песни заимствовали (а это делали Ad Libitum, Racoons, The Dartz...) - иначе придется делать это слишком часто:Р
Мастерство Tri Yann постепенно развивалось, они ушли в электрику и завели ударную установку. Инструментал La botte d'asperges вполне акустический, а вот в Derobee de Guingamp уже можно видеть фолк-рок.
Cad e sin была не единственной песней с Британских островов в репертуаре Tri Yann. Они и ранее, и после этого обращались и обращаются к музыке своих островных родственников. Kiss The Children For Me, Mary - шотландская мелодия с волынкой, в которой есть и английские, и французские слова. Да, Tri Yann даже пели на английском в нескольких песнях, но если честно, акцент у них ОЧЕНЬ сильный, хотя в этом есть своё очарование. После следующей песни, Before Ireland Can Go Free/Ye Jacobites, я даже чуть не стал петь по-английски на тот же манер. Начало песни - монолог Жана-Луи Жоссика об Ирландии, а сама песня Ye Jacobites - гневное обращение к якобинцам.
Mrs McDermott - еще одна мелодия с островов, ранняя Tri Yann'овская, а в архиве представлена live-запись 1996 года, и с этого же концертного альбома (Tri Yann En Concert) - следующая запись, Les 90 macons. Как видите, тема якобинцев, масонов и прочие прелести Франции XVIII века весьма интересовали группу:) Эта тема продолжается в Vive la Republique, vive la Liberte (с того же концерта) - слава Республике, слава Свободе! Три Янн далеки от cепаратизма, наоборот, воспевают Французскую Республику. Хотя песня эта не их, конечно. Республиканская тема продолжается в De nivose en frimaire - сам текст о пилигриме, насколько я могу понимать французский (В оригинале песня как раз с альбома Le Pelegrin, а я включил в архив концертную запись с 30-летия группы). Однако названия месяцев, упоминаемые в тексте - нивоз, фример, жерминаль и т.д. - заставляют вспомнить календарь времен Французской Революции. Но интерес Tri Yann к той эпохе виден не только в текстах. Они создают также свои песни в духе светской музыки того времени, с клавесинами, арфами, скрипками - примером может служить Sonate de Paul Ladmirault.
Движемся по архиву дальше. La decouverte ou l'ignorance - песня, заглавная для очень удачного альбома 1976 года, того самого, где можно встретить и Le loup, le renard..., и Derobee de Guingamp, и La Botte d'asperges, и Princes qu'en mains tenez, и Mrs McDermott... La decouverte ou l'ignorance можно перевести как "Открытие и невежество", в этой "песне" Жан-Луи Жоссик просто рассказывает, считает ли он себя бретонцем, зачем он идет по этому пути "открытия" своих корней, зачем не остается просто французом.
Да, социальная тематика тоже всегда присутствовала в текстах Tri Yann. Для народной боевой Kan ar kann они сделали свой текст, в котором поддержали жителей, борющихся против строительства АЭС в Бретани (в архиве - live-версия с 30-летия группы). В La geste de Saraevo группа подняла тему войны, уже не в первый раз в своих песнях, но здесь она звучит как никогда по-современному - солдат-миротворец, гибнущий в Югославии. Эта версия песни взята с совместного выступления Национального Оркестра луары и Tri Yann - симфоническая power ballad, достойная поздних Scorpions.
Да уж, всевозможные музыкальные течения и мода не обошли стороной и фолк-рок. Tri Yann делали и синтезаторные эмбиент-аранжировки, характерные для 80-х. В качестве примера в архив помещены композиция 83-го года Les chevaux du mene-bre и Korydwen et le rouge de Kenholl - аранжировка 1990 года, сделанная всё из той же Cad e sin don te sin, правда, с другим текстом.
В середине 90-х Tri Yann записали альбом в аббатстве Фонтевро. Он насыщен средневековыми красками и называется Portraits - каждая песня посвящена какому-нибудь историческому персонажу. Перед вами одна из песен с этого альбома, на мой взгляд, самая удачная - Goulven Salaun.
Следующая композиция - Maiawela - демонстрирует, что аранжировки Tri Yann могут быть отнюдь не только бретонскими, но и, например, индейскими. Я уже не раз по ходу повествования касался именно аранжировок, и не случайно - в этом "Три Жана" действительно очень сильны, взять хотя бы а-капелла композицию Le soleil est noir - насколько потрясающе красиво разложены голоса Жоссика, Корбино и Шокана! Кстати, эта песня также на экологическую тематику - она посвящена катастрофе танкера Amoco Cadiz под Бретанью.
Если продолжать тему аранжировок, то вот вам пример, что группа сделала из Les filles des Forges 30 лет спустя (Live-запись с 30-летия группы). Можете сравнить песню под номером 4 в архиве с этой версией:) И вот еще одна песня с концерта в честь 30-летия группы: Les prisons de Nantes, она также была представлена на самой первой пластинке группы и также значительно преобразилась через 30 лет.

Теперь - просто хорошие песни с новеньких альбомов Tri Yann:) Keenan's Pub - очередное обращение к кельтике по ту сторону Ла-Манша, отличный ирландский фолк-роковый инструментал. В Les filles d'Irlande воспевается красота ирландских девушек:) A matine a la tele - отличная песня с отличным стёбным текстом, правда, чтобы его понять, моих знаний французского не хватает, увы. Fransozig - бретонский гавот, зажигательный танец. Кто знает французский и может с какого-нибудь раза что-то понять - послушайте в начале трека яркий образец знаменитой conte, фирменной байки Жана-Луи Жоссика - это уморительно:) Краткое содержание: в Бретани есть скала Rock En Roll, в честь которой был назван танец, и вот, когда некоторые бретонцы уехали за хорошей жизнью в Америку, на таможне они в знак расставания друг с другом и со своей культурой танцевали сей танец, а американские таможенники взяли да и сперли его, и теперь во всем мире знают, что такое Rock'n'Roll =))
Продолжаем! Marie-Jeanne Gabrielle - кавер, очень здорово исполненная баллада, наполненная ночным приморским воздухом и мерцанием звезд (Эта песня - с "морского" альбома Marines). Nantillaise - симпатичный аналог Марсельезы - "Нантильеза". Tri Yann преданны своему родному городу - Нанту - и постоянно поют о нем. В этой маленькой инструменталке звучат, как я могу предполагать, какие-то небольшие французские волынки - аналоги миниатюрной английской Northumbrian pipe, во всяком случае, такой у них голос, высокий и нежный. В такой же коротенькой Kas-abahr en Okitania слышны южные, провансальско-каталонские нотки. На концептуальном альбоме Le Pelegrin они символизируют приближение пилигрима к месту паломничества - испанскому городу Сантьяго-де-Компостелла.
Je m'en vas ("Я вернусь") - прощание простого парня с родственниками и родными местами. Текст этой песни чем-то напоминает следующую - Pelot d'Hennebont, здесь бравый юный вояка пишет матери, как он уже стал капралом в Париже и "скоро будет генералом", как он храбро сражается с врагами французского народа, передает привет своей родне - в общем, сама непосредственность и наивность. Одна интересная особенность этой песни: в тексте довольно странная грамматика. То ли она подчеркивает простое происхождение персонажа, то ли это элементы все того же старофранцузского галло. Также здесь мне очень нравится звучание бомбард, вообще одна из моих любимых песен Tri Yann.
Тема прощания и возвращения намекает на то, что мы плавно подходим к концу архива:) И закончить повествование мне бы хотелось на патриотической ноте. Kan an alarc'h - песня о том, как взовьется ввысь gwenn ha du - черно-белый бретонский флаг. Еще один пример очень красивого звучания бомбард. И наконец, Bro gozh ma zadou - гимн Бретани, исполненный Tri Yann с Национальным Оркестром Луары при участии все той же Блёнван Мевель, которая пела в первой песне представленного на ваш суд архива.
Маленькое путешествие в мир Tri Yann завершено, надеюсь, что определенную картину мне удалось сложить, и что вам что-нибудь из прослушанного понравилось. Если будет желание - обращайтесь, у меня есть полная дискография и интересный видеоматериал, включая, например, отличный концерт 30 Ans Au Zenith 2001-го года. Всегда рад открыть хорошую музыку другим людям:)

Zаписки · Sтранствующего · Pереводчика
( от laewsky)
http://laewsky.livejournal.com/115244.html


Дискография (14) сортировать по: году / оценке
Обложка Abysses (2007)

Альбом, 14 треков
Обложка Marines (2003)

Альбом, 16 треков
Обложка Le Pelegrin (2001)

Альбом, 17 треков
Обложка Le meilleur de Tri Yann (1996)

Альбом, 20 треков
Обложка En Concert (1996)

Альбом, 16 треков
Обложка Portraits (1995)

Альбом, 15 треков
Обложка Belle et rebelle (1990)

Альбом, 11 треков
Обложка Le Vaisseau de Pierre (1988)

Альбом, 20 треков
Обложка Anniverscene (1985)

Альбом, 12 треков
Обложка Cafe Du Bon Coin (1983)

Альбом, 12 треков
Обложка Urba (1978)

Альбом, 11 треков
Обложка Suite Gallaise (1974)

Альбом, 9 треков
Обложка Dix ans - dix filles (1973)

Альбом, 12 треков
Обложка Tri Yann an Naoned (1972)

Альбом, 12 треков



Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии