Ry Cooder

Фотография
Стиль:Blues-Rock, Country Blues, Guitar, Jazz, Jazz-Blues, Latin Jazz, Rock'n'Roll
Страна:США

1 голосов, авторизуйтесь, чтобы ставить оценки

Райлэнд «Рай» Питер Кудер (англ. Ryland Peter Cooder, 15 марта 1947 года, Лос-Анджелес, США) — американский гитарист, певец, композитор и продюсер. Известен в том числе своим мастерским исполнением техники глиссандо. Одним из самых успешных проектов стала сборная группа Buena Vista Social Club.

Райлэнд Кудер выступал вместе с такими группами как Taj Mahal и Кэптэйн Бифхарт, прежде чем начать сольную карьеру в 70-х годах. Кроме гитары, Кудер владеет игрой на мандолине и сазе.

Четверть века ... показать целикомназад журнал "Rolling Stone" напечатал следующую похвалу, которая до сих пор верна: "Рай Кудер (Ry Cooder) - это самый прекрасный, самый выразительный из всех живущих исполнителей на слайд-гитаре". Среди бойцов бутылочного горлышка он выделяется как тонкий стилист и первый интерпретатор сотен американских фопк-нитей, бесстрашно вплетающий нестройную гавайскую гитару юкелеле и аккордеон в стиле "текс-мекс" в, скажем, гармонии госпел. Сделав первый сольный выпад в 1970 году, к началу 80-х он по крупицам собрал образцы деревенского блюза, уличного соул, пыльных баллад, каллипсо и других фолк-самородков и перелил их в кипящий жизнью сплав осовремененного американского водевиля. И как бы американцы ни презирали его мексиканских музыкантов в полиэстеровых костюмах, вся Европа падала в обморок перед кабацким юмором Кудера и способностью его разноперого ансамбля заставить тысячные толпы вопить, потеть и даже плакать - на протяжении каких-то пары часов.

Но не все и не всегда было так безоблачно. Хотя концерты Рая Кудера стали канонами, они высасывали из него деньги. Десятый альбом "Slide Area" 1982 года показал, что кудеровский стиль становится трафаретом, а плохие отзывы критики и мизерные тиражи лишь дополнили разочарование артиста. Он быстро свернулся, распрощался со своим ансамблем и оправился домой на участок в Санта-Монику, где прожил всю жизнь. Тогда ему было сорок. Течением его носило недолго, и в один прекрасный день Кудер очутился в кино. Оно стало его основной работой: не езди ни в какие турне по захолустьям, пластинок не пиши, не думай о промоушене, ходи каждый день в голливудскую студию - благо, недалеко - да пописывай партитуры к фильмам.

Кудер дебютировал еще в 1968 году с музыкой к фильму "Candy" компании "MGM", а чуть позже - в "Performance" режиссера Ника Роуга (Nic Roeg) 1970 года с Миком Джеггером в главной роли. Джек Ницше (Jack Nitzsche) помогал гитаристу на обеих звуковых дорожках, и именно тогда Кудер попал на запись к РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Кино выручило, как выручает и теперь, ибо Рай так и не отделался от своей страсти к кантри-блюзу, раннему джазу, хиллбилли, гавайской, карибской, кубинской, мексиканской музыке, госпелу, рок-н-роллу и другим корневым стилям. "Девяносто процентов своих музыкальных познаний я получил на работе,- написал он в буклете к своей антологии, двойному компакт-диску "Music Of Ry Cooder".- Я благодарен судьбе за возможность разрабатывать идеи и звучания, интуитивные и исследовательские по духу. И это единственный известный мне стиль".

Несмотря на такую тягу артиста к народным, а значит, деревенским направлениям, звуки стонущих под бутылочным горлышком струн больше ассоциируются у всех с урбанистическими сюжетами. В жуткие индустриальные пейзажи фильма "Blue Collar" (Синий воротничок) как нельзя вписались слайдовые "нарезы" Кудера конца 70-х. Барабанил у него Джим Келтнер (Jim Keltner), игравший с Эриком Клэптоном, Леоном Расселлом (Leon Russell), Джоном Ленноном (John Lennon) и Джо Кокером (Jое Cocker). Тогда Кудеру удалось сохранить ядро музыкантов своего бэнда: Дэйвид Линдли (David Lindley) и другие приятели зазвучали в картине "The Long Riders" (1980), положившей начало долгого сотрудничества гитариста с режиссером Уолтером Хиллом (Walter Hill). Кудер сделал музыку к нескольким его фильмам: культовому рокабилльному боевику "Streets Of Fire" (Огненные улицы), не менее культовому, но уже блюзовому "Crossroads" (Перекресток), "Southern Comfort" (Южные утехи), "Johnny Handsome" (Красавчик Джонни), "Tresspas" (Нарушение границы), а в 90-х годах - "Geronimo: An American Legend" (Джеронимо) и последнему "Last Man Standing" (До последнего человека). Впрочем, и другие режиссеры и кинопродюсеры также желали иметь в композиторах и исполнителях Рая Кудера: "The Border" (Tony Richardson), "Alamo Bay" (Louis Malle), "Paris, Texas" (Wim Wenders), где бутылочное горлышко заставляет гитару выть, как привидение. Тем самым Рай Кудер отдал дань великому, но почти забытому тогда Блайнд Уилли Джонсону (Blind Willie Johnson). При поддержке Уолтера Хилла, Кудер вплетал инструменты со всего земного шара в свой уникальный ковер. Флейта шакуначи и корейский гонг, фисгармония и губная гармоника, банджо и саз, корнет и аккордеон - все они поровну делят обширную звуковую сцену со старыми акустическими гитарами Кудера и его электрическими гибридами. "Рай Кудер - не просто композитор в кино, гитарист, рок-певец, фолк-певец, блюзовый коллекционер или экспериментатор с музыкальными формами экзотических или малоизвестных культур,- замечает Уолтер Хилл.- Помимо этого, он великий и поразительно американский артист. В его работе выявляются повторяющиеся узоры, настроения и подходы, явно присущие только ему. Что же до киномузыки Рая, достаточно сказать, что он работает в нетрадиционной манере. Он не столько не договаривает, сколько огибает, не столько нагнетает кульминационный момент, сколько добавляет к нему атмосферы, обволакивает историю, поставляет недостающую информацию, сражается за настроение, нежели за событие".


Дискография (22) сортировать по: году / оценке
Обложка San Patricio (2010)

Альбом, 19 треков
Обложка My Name Is Buddy (2007)

Альбом, 17 треков
Обложка Chavez Ravine (2005)

Альбом, 15 треков
Обложка The End of Violence (1997)

Альбом, 18 треков
Обложка Buena Vista Social Club (1997)

Альбом, 14 треков
Обложка Last Man Standing (1996)

Альбом, 26 треков
Обложка Music By Ry Cooder (1995)

Альбом, 30 треков
Обложка Trespass (1993)

Альбом, 14 треков
Обложка Johnny Handsome (1989)

Альбом, 16 треков
Обложка Get Rhythm (1987)

Альбом, 9 треков
Обложка Why Don't You Try Me Tonight (1986)

Альбом, 13 треков
Обложка Crossroads (1986)

Альбом, 12 треков
Обложка Blue City (1986)

Альбом, 11 треков
Обложка The Slide Area (1982)

Альбом, 16 треков
Обложка The Long Riders (1980)

Альбом, 13 треков
Обложка Borderline (1980)

Альбом, 10 треков
Обложка Bop Till You Drop (1979)

Альбом, 9 треков
Обложка Jazz (1978)

Альбом, 11 треков
Обложка Show Time (1976)

Альбом, 8 треков
Обложка Chicken skin music (1976)

Альбом, 9 треков
Обложка Paradise & Lunch (1974)

Альбом, 9 треков
Обложка Into The Purple Valley (1972)

Альбом, 11 треков



Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии